Е. В. Карпова (период 1944–1959)

 Евгения Владимировна Карпова — руководитель университетской драмы в 1944–1959 гг.

Karpov_V Евгения Владимировна Карпова была основательницей  университетской драмы. Она прожила долгую, трудную, но, наверно, всё-таки очень счастливую жизнь. Революция, Гражданская война, потом Великая Отечественная…

Родилась она в Санкт-Петербурге 21 мая (3 июня по н. ст.) 1893 года. Её отец – Карпов Владимир Павлович, коллежский советник, был учителем истории и преподавал словесность. Её мама, Лидия Валентиновна Карпова (в девичестве Лазенская), и старшая сестра были балеринами. В 1910 году Евгения Владимировна окончила с золотой медалью Коломенскую гимназию. И в том же году поступила в Императорское Санкт-Петербургское Театральное Училище на драматический курс Владимира Николаевича Давыдова, где училась до 1913 года. По окончании учёбы она получила приглашение в труппу Народного дома. Более 50 ведущих ролей было сыграно Карповой в Народном доме, среди них: Принц и Нищий в «Принце и Нищем» по Марку Твену, Верочка в «Шутниках» Островского, Ганеле в пьесе «Ганеле» Гауптмана, Полина в «Доходном месте», Варя в «Идиоте», Эсмеральда…

Karpov_otr1Её творчество вызвало большой интерес и похвалы рецензентов. Но, боясь погрязнуть в однотипных ролях, актриса ушла из Народного дома и в 1916 году по приглашению Никиты Балиева переехала в Москву, где поступила в труппу театра-кабаре «Летучая мышь». Молодая актриса Карпова исполнила роль Елизаветы Ивановны в «Пиковой даме», роль Пьеро в «Au clair de lune», играла в спектаклях «Катенька», «Что видно суфлёру из его будки». Но через год актриса ушла и из «Летучей мыши», так как ей приходилось «больше танцевать, чем произносить слова».

В 1917 году Евгения Владимировна получила приглашение в Харьков, в труппу театра Н. Н. Синельникова, выдающегося театрального деятеля, режиссёра и педагога. Под руководством Синельникова были сыграны интересные роли: Марфинька в «Обрыве» Гончарова, Абигайль в «Стакане воды» Скриба, Мария Антоновна в гоголевском «Ревизоре», Регина в «Привидениях», Тереза в «Орлёнке» Ростана.

В 1918 году Евгения Владимировна вышла замуж за студента Харьковского Технологического института Бориса Захаровича Томсинского, а через год у них родился сын Юрий. После революции семья Карповых эмигрировала, но Евгения Владимировна с мужем и сыном осталась в России.

В 1920 году она возвратилась с семьёй в Петроград, где снова поступила в Народный дом, которым руководил А. Р. Кугель. В 1922 году она получила приглашение в труппу БДТ под руководством Н. Ф. Монахова. Её первой ролью на этой сцене была Клариче в спектакле «Слуга двух господ», где в роли Труффальдино выступил сам Монахов. Критикой было отмечено исполнение ею главной роли в спектакле «Мюзотта» по Мопассану, роль Тильтиль в «Синей птице» Метерлинка. В 1926 году закончился срок её контракта с БДТ, и Евгения Владимировна перешла в Передвижной театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. Яркой её ролью на этой сцене была Мона Лиза в «Джоконде» М. Жижмора.

После закрытия Передвижного театра Е. В. Карпова играла зимний сезон в Вологде, затем сезон 1929–1930 гг. в Днепропетровске. В 193О году Е. В. Карпова возвратилась в Ленинград и снова поступила в труппу БДТ, в котором играла до 1932 года. Затем её пригласил вновь открывшийся театр ЛОСПС (позднее – Реалистический, затем Новый). Здесь она играла до 1940 года: Катерину в «Грозе» Островского, Оксану в «Гибели эскадры», фрау Мамлок в «Докторе Мамлоке» Ф. Вольфа. Меж тем шёл поиск, вечный творческий поиск неудовлетворённой души… Вновь БДТ, театр Гайдебурова…

Наступил 1941 год…

Война застала Е. В. Карпову в Колхозно-совхозном театре П. Гайдебурова. Самую страшную зиму 1941–1942 года она работала во фронтовых концертных бригадах Дома Военно-Морского флота, обслуживающих части и корабли Балтики.

В июле 1942 года Евгения Владимировна эвакуировалась с мужем в посёлок Тальменка Алтайского края. Именно в Тальменке начался новый этап в жизни, в творческой судьбе Евгении Владимировны: она впервые взялась за педагогическую работу в самодеятельности, организуя драматические кружки при лесозаводе и в школе.

В 1943 году умер её муж. Работа помогла Евгении Владимировне пережить это огромное горе…

Как только появилась возможность, Евгения Владимировна возвратилась к сыну в Ленинград. Здесь она получила от нескольких театров предложения поступить в их труппу. Но Евгения Владимировна решила сосредоточиться на педагогической работе. И вот в 1944 году   начался новый период  в жизни Е. В. Карповой как руководителя  университетской драмы.

Из статьи  Натальи Чихачевой 

История университетской драмы в воспоминаниях современников

С. Ю. Юрский, Народный артист  России. Издалёка (Петербуржцы)

Из воспоминаний Народного артиста России И. И. Краско

Из воспоминаний Сергея Юрского. В студии Карповой

И. И. Краско. Из воспоминаний. Лето 1954 г.

В. С. Голиков. Школа университетской «драмы»

Из воспоминаний Бориса Соколова, артиста  Филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества

Из воспоминаний Алексея Никольского, профессора  МГЛУ

 Воспоминания ветерана театрального коллектива ЛГУ Николая Булычева  (период 1950–1955). Вся жизнь с театром