Раз Фестиваль — два Фестиваль

Екатерина Волкова, зав. отделом по связям с общественностью Государственного музея истории религии

Апрель — совершенно необыкновенный для нашей студии месяц. TANliuxb2CEВедь именно на него приходится Фестиваль студенческих театров – просто фантастический для каждого студийца момент. Попасть на него — мечта всякого и не только в нашей студии, но и каждого театрального студенческого коллектива страны.

Фестиваль стал уже некой традицией. Самый первый прошел в апреле 2001 г. Как говорится, первый раз бывает только раз. Я до сих пор помню раннее, т. е. очень раннее солнечное и холодное утро на платформе Екатеринбургского вокзала, где каждую из групп встречали свои гиды – своеобразная сервиз-служба Фестиваля. А групп было не мало: около 20 студенческих театров, более чем из 10 городов России: Омск, Томск, Челябинск, Екатеринбург, Кемерово, Псков, Москва, Санкт-Петербург. Под стать обширной географии был и диапазон авторов: начиная с русских классиков – И. А. Крылова, А. С. Пушкина и заканчивая французским экзистенциалистам – Ж.-П. Сартром и американцем Д. Осборном. Еще более объемным оказался хронологический разброс писателей: от У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова до Н. Садур. Так что без дела сидеть не приходилось. В каждый из 7 дней фестиваля жюри и коллективы отсматривало и обсуждало по 3 спектакля. К этому необходимо добавить репетиции и тренинги, проводимые председателем жюри, преподавателем ВГИКа М. Н. Чумаченко.

В тот, самый первый раз мы привезли спектакль по произведениям Н. Садур «3 Садур 3», поставленного по двум ее пьесам «Чудная баба» и «Сила волос». Этот спектакль родной мне не только потому, что он был дебютом нашей студии на Фестивале, но и потому, что он был дебютом нашего набора в студии. Что происходило тогда на большой, по сравнению с нашей студийной, сцене кукольного театра рассказывать не буду. Сделать это невозможно, как невозможно описать словами самые сильные эмоции. Так вот, я помню только закрытый занавес, «голос зала» перед началом спектакля, ужасное волнение и огромный накал эмоций.

Спектакли у участников получились разными. Среди них были идеальные попадания «в десятку». Нужно отметить хотя бы несколькими словами «Хазарский словарь» Павича, поставленный в необычном жанре пластической драмы «Зеленой» студией из Омска, романтический студенческий спектакль «Шнурок Или любовь до востребования» челябинской студии «Манекен» и, наконец, удивительно трогательный, где-то веселый, но по сути трагический «Оглянись во гневе» ребят из Томска, которые стали нашими хорошими друзьями.

В тот, самый первый раз мы увозили с собой не просто дипломы участников, а диплом лауреатов. Кроме нас диплом лауреатов получила и челябинская студия «Манекен».

Через 2 года в точно такое же раннее апрельское холодное утро, но уже 2003 г. мы вновь очутились на платформе Екатеринбургского вокзала. Теперь нас ждал уже 2-й Фестиваль студенческих театров. Оказаться вновь здесь было как-то странно и чудесно. В этот раз мы привезли спектакль по пьесе К. Гольдони «Кьоджинские перепалки». Как непохож был этот спектакль на «3 Садур 3», такими же разными получились и Фестивали. Второй Фестиваль прошел по-другому. Коллективов приехало чуть меньше, чем в прошлый раз (хотя география участников стала даже шире), график стал еще более напряженным: в день проходило 4 спектакля, а кроме них снова мастер-классы и обсуждения. Были здесь и наши старые друзья – соперники: Литературно-художественный театр Томского государственного университета и театр-студия «Зеленая» Омского государственного технического университета, но были и новенькие участники — Театр-студия Казанского Государственного университета, «Диалог» из «Магнитогорска» и др. Опять было много разнообразных спектаклей, как удачных, так и не очень. И снова среди лауреатов оказалась наша студия и студия «Манекен» из Челябинска, которая в этот раз привезла спектакль под названием «Яма» по произведениям Куприна и Богаева.

Хочется верить, что наша студия станет участником еще многих Фестивалей, ведь именно они способствуют рождению новых замыслов и идей, именно на них появляются новые друзья, именно они дают действительную картину того, чем живут современные студенты, что их волнует, что радует, что они готовы отстаивать.

Екатерина Волкова